Халцедон и яшма

Привлекательность халцедона и яшмы — в многообразной палитре их расцветок, которая становится все красивее по мере роста этих минералов. Для них характерны разнообразные текстуры, напоминающие экзотические сады и пейзажи.
Халцедон (включая агат) и яшма — настоящие хамелеоны в мире драгоценных камней, чью окраску отличает многообразие цветов и текстур. Как и аметист и цитрин, эти камни являются разновидностями кварца, но, в отличие от него, они состоят из множества мельчайших волокон и вкраплений, которые можно увидеть лишь при большом увеличении. Между собой халцедон и яшма различаются по внутренней структуре.
Халцедон — это группа минералов, включающая агат, сердолик и хризопраз. Все они формируются в виде агрегата (соединение нескольких минералов в небольшом количестве) тончайших слоев волокон кварца. Эта слоистая структура в агате и ониксе выглядит как множество цветных полос. Благодаря своему волокнистому строению халцедон очень прочен. Со времен античности он используется для художественной резьбы. Прочность халцедона и его необычная окраска наилучшим образом были использованы при изготовлении классических римских камей.
Чистый халцедон полупрозрачен, серого или белого цвета, а разноцветные рисунки и узоры — результат пигментации примесями. Оксиды железа окрашивают агаты и сардониксы в коричневый цвет, а сердолики — в красный. Яблочно-зеленые хризопразы приобрели такой цвет благодаря содержанию никеля. Бесчисленные крошечные кристаллы хлорита и актинлита придают темно-зеленый оттенок халцедонам и кварцам. Кровавик — это зеленый халцедон с вкраплениями красной яшмы.
Некоторые моховые агаты содержат хлоритовые включения, образующие узор, напоминающий мох, а другим разновидностям эту необычную окраску придают оксиды железа и марганца. Переливчатые оттенки огненного агата образуются благодаря тонким перемежающимся слоям кварца и железа, сквозь которые проникает свет.
Халцедон порист, поэтому его поверхность часто бывает окрашена солями металлов. Натуральный черный оникс встречается редко, поэтому большую часть ювелирных ониксов получают, вымачивая камни в сахарном растворе, а затем нагревая в серной кислоте, чтобы частицы сахара карбонизировались. Этот метод был известен еще в Древнем Риме.