Легенда легендой

Древняя персидская легенда гласит, что драгоценные камни создал Нечистый. Однажды он заметил, как Ева любуется прекрасными цветами Эдема. В глазах девушки горел огонь восхищения, она была словно околдована красотой цветущего сада.
Тогда Сатана решил создать камни, которые будут вызывать в людях алчность и соблазн обладания ими. Камни, которые будут похожи на цветы, но никогда не увянут и не потеряют своей красоты. Камни, которым человечество будет поклоняться, за которые будет сражаться, которые станут для многих смыслом жизни. Камни с королевским могуществом.
Легенда легендой, но драгоценные камни в наши дни действительно обладают значительной властью. Кто сможет отрицать это? Хотя, почему только в наши дни? Во все времена.
Еще в глубокой древности человек собирал красивые камни, чтобы просто любоваться ими и облагораживать свое жилище. Существовали и нательные украшения, но они использовались исключительно в качестве оберегов. В те времена человек был в странных отношениях с природой. С одной стороны, он считал, что окружающее его пространство несет большую опасность его жизни. С другой стороны, надевая обереги, он верил в заступничество природных сил. Человек жил, словно в вечном споре с самим собой. Позже он заметил, что при сочетании одних элементов амулета с другими получается интересная композиция, которая неплохо смотрится на теле. Так возникла потребность в украшении собственной персоны. Как это ни странно, но первыми к этой мысли пришли мужчины. Естественно, чтобы понравиться слабому полу. Кроманьонцы поначалу вешали на шею кости и клыки убитых животных, демонстрируя тем самым свою мужественность и смелость. Потом в обиход вошли бусы из ракушек, речной гальки и прочих камней. Со временем украшения стали нести скорее информативный характер. То есть наличие определенного нательного камня указывало на принадлежность человека к определенному племени или на статус. Конечно, ни о какой шлифовке и огранке речи тогда не могло идти. Зачатки ювелирного искусства стали развиваться спустя несколько десятков тысячелетий, когда человек освоил самую примитивную технику обработки камня с помощью резца. Считается, что первыми в этой области преуспели египтяне. Они придавали камням форму сердец и глаз. Также носили амулеты, известные как скарабеи. Это были драгоценные камни, обработанные в форме священного египетского жука. Считалось: тот, кто носит подобный амулет, защищен добрыми духами.
С открытием золота начинается новый этап в развитии украшений. Минералы стали не только обрабатывать, но и инкрустировать в металл. Стали появляться первые медальоны, кольца и короны со вставками из драгоценных камней. В Древнем Риме самым популярным украшением становится брошь для скрепления одежды. В средние века камнями украшают оружие, широкие пояса высокопоставленных особ, а кольца с самоцветами используют в качестве печатей. Изделия мастеров того времени выделяются перегруженностью и выпуклыми формами ярких камней: рубина, сапфира, жемчуга, изумруда. Все чаще встречаются украшения с такими самоцветами, как топаз, аметист, гранат и горный хрусталь.
В эпоху барокко драгоценности становятся еще более помпезными. В моду входят крупные перстни с рубинами и изумрудами, а также крупные броши с россыпью камней.
XVIII век открывает обществу ограненный алмаз. Лучшим изделием того времени признана корона Екатерины II, выполненная в форме раскрытого ореха. Ажурная сетка из бриллиантов заполняет всю поверхность короны. Между створками помещена гирлянда из крупных алмазов неправильной формы. По краю полушарий размещаются 78 жемчужин. Каждый камень оправлен в серебро. Рубин весом 400 карат обрамлен ажурными завитками из мелких алмазов. Всего же в процессе исполнения этого символа власти было использовано около 5000 камней.
Почти все украшения XVIII века имеют одну отличительную особенность — цветочный мотив. Сложные переплетения листьев и бутонов из драгоценных камней, серебра и золота — все это считалось показателем высокого мастерства ювелира. Тюльпаны из аметиста, розы из рубина, ромашки из аквамарина, незабудки из бирюзы. И среди этого каменного букета можно было увидеть гранатовую гусеницу или муху из халцедона. В своих работах ювелиры использовали самые различные приемы литья, чеканки и гравировки. Применяли разнообразные виды золота: зеленое, желтое, красное, матовое. Работали с эмалью и перламутром. Одним словом, стремились к ювелирному гротеску.
Когда смелые кутюрье обнажили пышные формы дам декольте, в моду вошло бриллиантовое колье. Появляться в обществе в открытом платье без украшения стало считаться дурным тоном. Но драгоценности были по карману не каждому. Так возникло искусство бижутерии. Слово «бижу» в переводе с французского означает «подделка ». Мастера того времени, называемые «бижутерами », использовали недорогие металлы и камни, чтобы удовлетворить потребности прекрасной половины человечества.
В начале XIX века отличительной чертой всех украшений становится не только количество драгоценных камней, но и качество их обработки. В этот период появляются всемирно известные бренды, такие как Tiffany, Bvlgari и Cartier. Открываются первые школы ювелирного искусства. Украшения с каждым годом становятся более изысканными и элегантными. На первом месте среди всех драгоценных камней остается бриллиант, а на смену разномастным драгоценностям приходят комплекты украшений, выполненных в едином стиле, — парюры.
Самоцветы по-прежнему служат для многих людей целебными средствами. Благодаря эзотерическим учениям в мире возрождаются традиции лечения драгоценными и полудрагоценными камнями. Элитные
минералы находят место и в религии. Они украшают тиару и митру Папы Римского, реликвии и иконы в христианских храмах. В деловых кругах самоцветы используют как разумное капиталовложение.
Драгоценные камни всегда будут в моде. Вспоминая великую Коко Шанель и ее знаменитый афоризм: «Мода — это то, что выходит из моды», невозможно отнести эти слова к сапфиру или же к изумруду, а тем более к бриллианту. Журнал «Forbes » составил список самых дорогих ювелирных украшений на сегодняшний день. И на первом месте успешно расположились бриллиантовые серьги в платиновой оправе. Общий вес украшения составляет 60,1 карата. А цена — ни много, ни мало — 8,5 миллиона долларов. Подобные украшения всегда будут объектом желания любой женщины. Независимо от ее возраста, вероисповедания, образа жизни, стиля в одежде и социального положения. Драгоценный камень есть драгоценный камень. Два слова с королевским могуществом. Героиня Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани» произносит: «Я обожаю бриллианты. Хотя считаю, что носить их девушкам до 40 — это дурной тон». Но попробуйте надеть на 20-летнюю девушку бриллианты и сказать, что это безвкусно. Вряд ли у вас язык повернется.
Драгоценный камень останется драгоценным, даже если он упадет в грязь.