Дожившая скульптура

Дожившая скульптураНа пороге перемен. Во время войн, революций и разрухи российской ювелирное дело пострадало больше других.

Оно особенно нуждалось в дорогостоящем сырье и солидных заказчиках.

Мастера лишились своего потребителя.

На рынок хлынули «старые» вещи, некогда принадлежавшие состоятельным гражданам, а теперь приобретаемые новой социальной элитой, желавшей иметь, прежде всего, собственные «знаки отличия», а не произведения искусства.

Но даже в столь неблагоприятных условиях творческие поиски продолжались.

Пусть редко, но создавались изделия, отмеченные искрой художественного вкуса.

По ним сегодня можно восстановить картину развития одного из самых камерных видов прикладного творчества в коммунистическую эпоху.

Эта картина свидетельствует, что поступательное движение всё же не было остановлено — художники не растеряли свои знания и опыт, передали их новому поколению и, по сути, подготовили тот подъём, что начался в ювелирном деле России в начале 60-х годов минувшего столетия.

Именно тогда отечественные ювелиры вышли на мировую арену, где в это время происходила глобальная структурная перестройка.

По-прежнему престижными считались изделия известных домов Картье, Фуке, Тиффани, отличавшиеся изысканным дизайном.

Но одновременно с этим громко заявили о себе художники, для которых ювелирное дело было, прежде всего, искусством, возможностью в художественных образах выразить своё видение мира и попытаться найти место человека в нём. Указанная оппозиция делит общество мастеров на «материалистов», для которых приоритетной является стоимость ювелирного изделия, и «идеалистов», вознамерившихся вернуть ювелирным украшениям их исконное знамение как художественных символов, знаков чувственного восприятия мироздания.

Наша художественная культура существовала в иных, нежели на Западе, условиях, но тем не менее на рубеже 1950- 60-х годов она заставила мир обратить на себя внимание.

В 1958 году советские художники-прикладники с успехом пропели выставки декоративного и прикладного искусства РСФСР в Лейпциге и Брюсселе.

С 1960-х годов отечественные ювелиры постоянно участвовали в международных выставках, симпозиумах, конкурсах, где их произведения неоднократно удостаивались наград.

В том, что имена ведущих российских ювелиров — Юты Паас-Александровой, Марии Тоне, Феликса Кузнецова и других замечательных художников — не заняли первые места в списках мировых художественных знаменитостей, виновато не только высокомерие их западных коллег, но и собственная беспечность, неумение пропагандировать крупные достижения отечественных деятелей культуры.

С середины XX века во всём мире ювелирное дело возрождалось как искусство, за рубежом публиковалось огромное количество каталогов, альбомов, монографий и исследований.

В России же вышло всего несколько книг по истории ювелирного дела, да и в них современному этапу отводилось всего несколько страниц.

Будто бы ювелирного искусства у нас в это время не существовало.

И всё же интерес к нему возрастал год от года, и это было следствием глобальных изменений в жизни человечества.

В конце 1950-х годов произошёл резкий рывок в развитии технократической цивилизации.

Благодаря выдающимся достижениям науки было создано виртуальное пространство, проторена дорога в космос.

Казалось, что вселенная покорилась человеческому разуму.

Однако бесконечность открывшихся далей заставила человека заново искать себя в этом бескрайнем пространстве со световым летосчислением.

Потребовалось написать новую философию бытия, и эти попытки нашли отражение во всех сферах творческой деятельности, в том числе и в ювелирном деле.

То, что происходило в нём на рубеже 1950-60-х годов, отчасти напоминало ситуацию, сложившуюся в эпоху первобытной культуры с её синкретическим искусством.

Традиционные формы ювелирного искусства, конечно, и сегодня продолжают существовать во всех странах мира.

Ювелирные дома Европы и США поставляют на рынок множество украшений, поражающих зрителя выбором материалов и изяществом работы.

Они увлекают в вихрь Её Величества Моды, подчиняют своей власти.

Но не стоит забывать — искусство и мода зачастую не имеют между собой ничего общего.

И истинные произведения искусства создаются свободными художниками для заказчика, способного понять и оценить сокрытый в них смысл бытия.

А не для толпы.

Пусть и весьма обеспеченной.

Периоду активной модернизации, который переживает современное ювелирное искусство, предшествовала история, насыщенная событиями, в основном тормозившими его развитие.

Много бед в этом смысле принесли Первая и Вторая мировые войны.

Лишь в середине 1950-х годов, когда представилась возможность вернуться к нормальному ритму жизни, в Западной Европе, а затем в США и России возобновились творческие поиски художников-ювелиров.

Технический прогресс удешевил производство, что позволило быстро удовлетворить возросший после войны спрос на массовые украшения.

Действительно актуальной — как на Западе, так и в России — проблема высокого художественного качества ювелирных изделий стала к середине 1950-х годов.

Однако в каждой стране она решалась по-разному.

В Европе художественно-стилистические поиски в ювелирном искусстве уже открывали по существу качественно новый этап.

Так, западные немцы первыми резко выступили против тиражирования в драгоценных материалах оригинальных творческих идей, очень быстро низводившего их на уровень штампа.

Заведомо престижному характеру коммерческих драгоценностей художники-ювелиры противопоставили художественную выразительность, отличавшую индивидуальность авторской манеры.

Упомянутому тиражированию препятствовал и принятый в Германии ещё в начале XX века закон о защите авторского права.