Художники второй половины XIX-начала XX века

Художники второй половины XIX-начала XX векаХудожники второй половины XIX-начала XX века оказались лицом к лицу с дилеммой: создать новую творческую и эстетическую доктрину или быть сметёнными фабрикантами, выпускающими украшенные вещи определённого художественного достоинства. Машинное производство, бесконечно тиражировавшее изделия с художественно-декоративным оформлением в любой стилистике, активно вытесняло не только ремесленника, но и художника-прикладника с его традиционно высоким процентом использования мастерского ручного труда.

Ведь с точки зрения промышленника, к массовому воспроизводству годится всё, что востребовано потребителем, лишь бы товар хоть немного соответствовал местным национальным, этническим, религиозным и эстетическим вкусам.

Эта экспансия вынудила художников-прикладников осознанно пропагандировать в обществе противопоставление предметов массового потребления вещам, созданным в студии-ателье вручную с сохранением персональных особенностей творчества художника и традиций обработки материалов.

Новая концепция прикладного искусства, сформулированная во второй половине XIX-начале XX века, внесла в обиход понятие «авторское искусство», которое с тех пор стало определяющим творческим критерием для художников этого направления.

Суть данной идеи озвучили более 150 лет назад художники «Братства прерафаэлитов»: «Нет авторитетов, кроме авторитета собственного разума и руки, и авторитета природы».

Авторское искусство впервые позволило не только провозгласить, но и реализовать на практике принципы творческого равенства между прикладным искусством и «учёным академическим искусством» — архитектурой, живописью, скульптурой.

Новая система пропагандировала значимость прикладного искусства как наиболее восприимчивого к задачам художественно-стилевых поисков.

Она способствовала динамичному развитию искусства в индустриальном и постиндустриальном мире.

Идея авторского искусства, воплощаемая в творчестве художников, стала архимедовым рычагом, перевернувшим мир привычного понимания искусства как со стороны художника, так и со стороны общества.

Приоритет авторского начала творчески раскрепостил художника, дал ему возможность привносить в произведения рационально-чувственные ощущения, выстраивать их визуальное, эмоционально-образное личное восприятие, провоцировать общество через исторические ассоциации и художественные пристрастия своим «творческим эгоизмом» и ставить каждого его члена перед необходимостью выбора индивидуальных, ручного исполнения авторских работ.

В русле «авторского искусства» развивается ювелирное искусство и создание художественного оружия в России и сегодня.

«Авторство» обозначает чёткую границу между персональным творчеством художника и промышленностью, которая копирует разнообразные образцы художественного наследия.

Автор-ювелир и автор-оружейник не повторяют слепо даже самые эффектные вещи различных исторических эпох.

Разумеется, художник должен уметь копировать старые стили иcпользоваться любыми техниками обработки материала.

Но если он занимается копированием постоянно — это или затянувшееся ученичество, или отказ от искусства в пользу ремесла.

Творчески работающему художнику всегда интереснее создавать новые работы, чем повторять и репродуцировать старые (даже свои).

В России тенденции авторского искусства возобладали и утвердились уже в 1970-е годы.

В 1990-е годы на первый план выступило увлечение ретросиективизмом и ювелирной многодельностью.

Это было связано с открывшейся в постсоветское время возможностью возрождения классического наследия русского ювелирного искусства во всём его многообразии.

Но, несмотря на это, именно «авторское искусство» остаётся главенствующим, наиболее интересным, делает ювелирное дело и искусство оружейников России востребованными и актуальными не только внутри страны, но и за рубежом.

Среди оружейников формирование «авторского искусства» в нашей стране протекало менее динамично, чем среди ювелиров.

Очень долгим был период восстановления веками наработанных навьжов и традиций художественного ремесла в оружейном деле, практически утраченных в советское время.

В последние годы ситуация принципиально изменилась.

Овладев в совершенстве техническими приёмами изготовления художественного оружия, всё больше мастеров ставят перед собой и решают сложные творческие задачи.

Для авторов-оружейников, как и для авторов-ювелиров, традиционная вещь становится всего лишь отправной точкой в творческом поиске.

Она позволяет выстроить новый ассоциативный ряд, уйти от устоявшихся представлений о подобном изделии, выразить зрителю своё понимание того, что же такое ювелирное или оружейное искусство в современном мире.