Бижутерия

БижутерияВ конце XIX века бижутерия популяризовала, или, вернее сказать, копировала и тиражировала изделия из драгоценных материалов. А сегодня то, что часто называют «бижутерией» — ювелирные изделия из недрагоценных материалов, — не только не копируют «драгоценности», но, напротив, с середины XX века верховодят в ювелирном деле.

Перед ювелирами-производителями в этой ситуации открывается несколько путей.

Один — традиционалистский, когда современные изделия по художественной стилистике похожи на «старинные».

Это выпуск «неоантиквариата».

Другой путь — приспособление концептов «авторского искусства» к условиям производства дорогих вещиц.

И, наконец, третий и самый сложный — формирование собственной художественной системы, позволяющей создавать украшения, современные по стилю и драгоценные по сути, а не по материалу.

Ведь уникальные идеи изделий из драгоценных материалов буквально обречены на популяризацию.

Проблема здесь заключается в умении найти суть авторской идеи и по-своему претворить её в ином по характеру материале так, чтобы одно не противоречило другому.

Решить сложную задачу создания ювелирных произведений смогли только творческие коллективы.

Сегодня эти фирмы — элита отечественной ювелирной промышленности.

К ним относятся: «Сирин», «A. T.S. T. Diamond, «ЮТэ – Ювелирный Театр» (Москва); «Россильвер», «Художественные Мастерские Фёдорова» (Санкт-Петербург); «Алмаз-Контакт» (Красное-на-Волге), Центр «Русские ремёсла» (Ярославль) и некоторые другие, возникшие на рубеже XX-XXI веков.

Совершенно преобразились в последнее время выставки изделий ювелирной промышленности.

Первое, что следует отметить, это увеличение их числа.

В середине минувшего века выставки-ярмарки предназначались исключительно для оптовых покупателей — торговых фирм и магазинов, заказывавших ассортимент на весь год вперед.

Они носили сугубо торговый характер.

Картина изменилась в начале 1990-х годов, когда стали появляться малые предприятия и творческие мастерские, которым необходимо было громко заявить о себе и отстоять собственную творческую неординарность.

Теперь выставки посещают не только профессиональные торговцы.

Сюда приходит огромное количество посетителей, желающих приобрести ювелирные изделия или полюбоваться ими. Иногда они превращаются и в критиков, пытающихся трезво оценить настоящее и будущее российского ювелирного искусства.

На всех выставках работают профессиональные жюри, набираемые из квалифицированных экспертов-оценщиков, сотрудников ведущих музеев страны и арт-критиков.

Ежегодно отмечаются лучшие изделия по различным номинациям: украшение года, изделия с крупными и мелкими бриллиантами, повседневные и нарядные украшения, подарки, малая пластика и ин-терьерные изделия, детский, молодёжный и мужской ассортименты и многое другое.

Рынок стал гораздо требовательнее.

Его уже невозможно обмануть драгоценностью материала.

Роль художника возрастает, творческие идеи востребованы как конкурентоспособный товар.

Конечно, некоторые предприниматели пытаются свести на нет проявление творческого «я» художника, поставить его в зависимость от производителя.

Именно на укрепление статуса художника на предприятии направлены усилия организаторов конкурсов.

Для членов жюри приоритетной является оригинальность идеи, овеществлённой в конкретной предметной форме художником-ювелиром.

Эти совместные усилия приносят свои плоды.

Сложилось несколько форм сотрудничества мастера-ювелира с производством.

Первый — традиционный для России с советских времён.

Художник является наёмным рабочим, его имя известно только небольшому кругу специалистов.

Его творчество анонимно по определению.

По этому принципу строят свои отношения с творчески работающими мастерами многие предприятия.

Здесь возможны и единая художественная стилистика, представленная как «стиль фирмы», и стилевое многообразие, рассчитанное на самый широкий круг потребителей.

Другие фирмы не имеют штатных художников, но сотрудничают с теми, чьи идеи наиболее отвечают стилевым предпочтениям фирмы.

«Творческое лицо» таких предприятий, как правило, более определённо и ярко.

Есть ещё несколько форм сотрудничества.

Но гораздо важнее результат, который получается «на выходе».