Орнаментальные мотивы

Орнаментальные мотивыВ основе орнаментального мотива брошей Феликса Кузнецова «Вечное движение», «Иероглиф», «Узел» (1983 г., 1987 г.) — лист Мёбиуса. Замечательно само обращение художника к теории пространственной геометрии.

Внутреннюю динамику образа Ф. Кузнецов подчёркивает цветом — путём термической обработки титана, из которого выполнена вставка, наложенная на стальную пластину.

Но в дальнейшем графическое конструирование формы настолько увлекает художника, что он отказывается от цвета и использует исключительно монохромную графику («Полицентрум», 1985 г.). В отличие от предыдущей серии брошей-плакеток, в последней коллекции врезанные друг в друга фигуры образуют напряжённое слоистое пространство, где свободному движению препятствуют замкнутость поверхностей и острые углы.

Эта тема в творчестве Ф. Кузнецова возникла под влиянием стиля техно, коснувшегося не только архитектуры и дизайна.

Наибольшее же воздействие на его творчество оказали, видимо, возможности компьютерной графики.

Другие художники разрабатывали кинетический мотив, исходя из динамичного взаимодействия нескольких смещённых поверхностей.

Так, композиция из брошей Веры Наумовой (1988-1989 гг.) представляет собой наложенные друг на друга смещённые квадраты.

Динамику формы усиливает круговой мотив, вписанный в квадрат.

Экспрессивный характер движения внутри формы усиливают геометрический узор и концентрический веерообразный орнамент.

Чем больше «напрягается» внутреннее пространство броши, тем отчётливее ощущение его инфернальности.

Оправы становятся несколько призрачными.

Это характерно для внутренней пластической структуры серии брошей Геннадия Быкова (1988 г.), как бы представляющей строение материального мира «на клеточном уровне» и агрессивное противостояние ему технократической цивилизации.

Более эмоциональное толкование того же сюжета художник демонстрирует в серии брошей «Следы» (1989 г.). Отпечатки пальцев прочитываются уже как непосредственное воздействие на природу самого человека.

В упругости формы брошей ощущается сопротивление природы надвигающейся урбанизации.

Творческое исследование проблемы взаимодействия пространств как столкновения реального и «параллельного» миров художники-ювелиры продолжили на рубеже 1980-90-х годов.

В сериях брошей Александра Каменского (1989 г.), Веры и Владимира Наумовых (1992 г.) иллюзорный, «призрачный» объём формам придаёт продуманное цветовое решение в виде инкрустации сталью, медью, серебром.

Оптические свойства материала и узора — тоже одно из важных выразительных средств в раскрытии проблемы соподчинения пространств.

Область поисков Геннадия Ленцова — художественно-выразительные возможности оптического стекла.

Вхождение в образ начинается с оправы — классически строгой, из зеркально полированного металла.

Сочетание сдержанной овальной оправы и глубокой пространственной графики полупрозрачной вставки создаёт конфликт, внутреннее напряжение формы (брошь-объект, 1985 г.). В другой броши того же года предметная форма, сконструированная как пространственно-пластический объект, «взрывает» плоскость, усиливая тональность звучания свето — и цветопластической композиции прозрачного оптического стекла.

Роль светотеневого графического мотива в пластическом и художественно-образном решении украшения показывает сложная многофигурная композиция Татьяны Балтро «Ночной город» (1988-1994 гг.). «Пейзаж» здесь выстроен на сопоставлении правильных геометрических форм различных конфигураций, фактуры материала и перфорированного орнамента.

Из взаимодействия этих составляющих и возникает художественный образ.

В конце 1980-х годов ювелиры всё чаще прибегают к созданию минипанно из двух и более брошей.

Соподчинённость форм, когда одна является логическим продолжением другой, образует сжатый композиционный узел.

В этом ключ к их гармоническому единству с пластикой тела.

Так, броши Владимира Малкина «Развитие» (1988 г.) представляют собой диалог аморфного и конкретного.

Их роднит общность орнамента и отдалённое сходство силуэтов.

Но в то же время очевидны и отличия.

Одна из брошей — округлая, композиционно уравновешенная орнаментом и круглой вставкой из гематита, — внутренне напряжена, динамична.

Другая, в виде сегмента, гораздо более определённа в подобии форм (силуэта, орнамента, вставки), хотя и не теряет внутренней динамики.