Смоленский завод Кристалл

Смоленский завод КристаллУспех пошёл на пользу Смоленскому заводу «Кристалл». Лидерство этого предприятия в сфере огранки природных алмазов неоспоримо.

И в производстве художественных изделий завод за короткое время занял самые выгодные позиции.

Камень (великолепный алмаз), конечно, находится в центре внимания художников-ювелиров завода.

Они умеют подобрать огранку не только экономически рентабельную, но и соответствующую характеру камня, его форме и цвету.

Изделия мастеров завода характеризуют изысканность и изящество деликатной оправы, сочетающей строгость не выходящих из моды традиций и смелость авангардных направлений.

Работая с уникальным материалом (в природе не бывает двух одинаковых алмазов), коллектив «Кристалла» представляет на выставках яркие запоминающиеся коллекции.

В их числе кольца «Легион» из красного, белого и чёрного золота с бриллиантами огранки «багет» (прямоугольной формы), показанные в мае 2003 года в московском Гостином дворе.

Девиз коллекции: «Уверенность, достоинство, сила, могущество, слава».

Элтон Джон, Тото Кутуньо и многие другие мировые звёзды были в восхищении от этой коллекции.

Один из самых «творчески проблемных» материалов — золотые и платиновые самородки.

С ними уже пытались работать магаданские предприниматели (например, Российско-американское совместное предприятие «Russian Gold Nuggets»).

Но эти опыты не шли дальше использования самородков в качестве вставок в привычные оправы с цветочным орнаментом или натуралистических трактовок в настольной скульптуре (разбитое яйцо с вытекающим желтком; раненый воин, истекающий кровью).

Только в 2003 году на выставке в Сокольниках Новосибирский ювелирный завод «Атолл» показал достаточно убедительное решение этой темы — колье из жёлтого золота с платиновыми самородками «Семь чудес».

В этом изделии оказалась затронута актуальная мировоззренческая проблема — взаимодействие технократической цивилизации с природой.

Платиновые самородки, чудо природы, представлены на кубических «павильонах» — звеньях колье, соединённых друг с другом под разными углами.

При взгляде на это колье возникает ощущение тектонического движения масс в недрах земли.

Жюри конкурса «Ювелир-2003» присудило этой работе Гран-при; этот факт говорит сам за себя.

В отечественном ювелирном искусстве всегда важную роль играли традиционные центры.

В переходный период они пережили немало сложных моментов, но в конце концов сумели найти свою нишу.

Для каждого из них этот путь оказался индивидуален.

Например, старинная фабрика «Северная чернь» в Великом Устюге остаётся сегодня единственным предприятием, производящим черневые изделия.

До недавнего времени завод выпускал в основном украшения (более 80%). Но мелкие изделия мало подходят для раскрытия всех возможностей изысканной графики черневого рисунка.

Теперь ассортимент украшений сократился до 15%, а большую часть продукции составляют крупные формы — винные сервизы, столовые приборы, культовая утварь.

Завод в последние годы успешно сотрудничает с Патриархией.

Работа на «промысле» — это судьба, считают руководители Великоустюгского завода «Северная чернь».

Здесь творят известные художники Людмила Бобылева, Людмила Меньшикова, Елизавета Тропина.

Красное-на-Волге Костромской области — ещё один старинный центр ювелирного искусства.

В Красном функционируют несколько сравнительно небольших предприятий.

Некоторые из них входят в крупную структуру «Алмаз-Холдинг».

Другие работают самостоятельно, что позволяет им более чутко реагировать на веяния времени.

Интересные изделия демонстрирует на выставках Костромская ювелирная фабрика «Топаз», куда приходят выпускники Красносельского училища художественной обработки металла, ученики известного художника-ювелира Сергея Боровкова-Кук-тенко.

Да и сам мастер не ограничивается преподавательской работой.

Его коллекция колец в стилистике техно, выполненная красносельской фирмой «Аквамарин», свидетельствует об активном творческом поиске художника.

Прекрасные коллекции настольных украшений на протяжении нескольких лет создаёт костромская фирма «Алмаз-Контакт».

Среди них особенно впечатляют трансформеры Ильи Палкина «Скорпион» и «Пчёлка Би», композиции Эмилии Тумановой «Летящий трамвай» и «Кораблик детства».