Техника насечки и таушировки по металлу

Техника насечки и таушировки по металлуПерспективные разработки мастеров Галереи «Русские палаты» связаны с расширением приёмов обработки разных материалов. Так, огромной популярностью пользуются оригинальные изделия, выполненные в технике тончайшей резьбы по кости.

Эти работы создаются Юрием и Михаилом Мишуковыми, чьи произведения заслуженно снискали широкую известность в среде ценителей современного художественного оружия, экспонировались на престижных выставках, включены в собрания крупных музеев.

Авторские изделия Мишуковых превращаются в целостные пластические композиции на сюжетной основе, связанной с темами охоты, жизни леса и его обитателей.

Произведения отличаются особой точностью и вместе с тем удивительной теплотой художественной идеи, виртуозностью исполнения.

Другая сложнейшая техника насечки и таушировки по металлу, исполненная с большим мастерством, пожалуй, доступна только двум мастерам — Евгению Экберу и Андрею Головину.

Эти удивительные ножи и кинжалы созданы авторами в знак преклонения перед замечательным искусством оружейников Древнего Востока.

Единственными в своём роде являются также работы Евгения Экбера в технике эмали, вобравшие в себя образы восточного искусства.

Отметим и любопытные результаты применения нового художественного приёма для оформления рукоятей — так называемого «скрим-шоу» (в его основе лежит искусство гравировки и тонирования).

Эту технику в своеобразной авторской манере использует Владислав Костенко.

Обращение к историческим памятникам как к прообразам своих произведений характерно и для работ петербургской Художественной мастерской «Коваль».

Художники этого объединения избрали путь копирования исторических форм русских «клинков» XIX века — разного вида наградного оружия, морских палашей и кортиков, пехотных и кавалерийских шпаг, драгунских и казачьих шашек.

В работе с такими сложными изделиями, как «длинномеры» — шпаги, палаши, сабли, шашки, принимают участие профессиональные скульпторы, с пристальным вниманием относящиеся к особой архитектонике оружейных эталонов и стремящиеся сделать образный строй произведений монументальным и лаконичным.

Замечательно авторское декоративное оформление оружия, в основе которого лежат исторические темы основания Санкт-Петербурга, победоносных морских сражений Петровской эпохи, победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Великолепное владение техникой гравюры на стали помогает художникам Ольге Богдановой, Екатерине Коротаевой, Владиславу Третьяку с необычайной выразительностью и особым тактом, без идеологической и композиционной перегруженности, раскрыть почитаемые темы.

Перспективным направлением для художников и мастеров «Коваля» являются авторские разработки новых оружейных форм, в которых демонстрируются разнообразные ювелирные техники обработки драгоценных металлов и камней.

Классические традиции оформления оружия особенно успешно развиваются в Златоусте.

Этот город, несомненно, занимает лидирующее место в российском оружейном деле.

Сегодня здесь работает свыше 50 художественных мастерских, где профессиональные оружейники, художники, гравёры изготавливают и украшают холодное клинковое оружие.

Важной заслугой этих больших и малых мастерских является сохранение понятия художественной оружейной промышленности, которое сформировалось в России в начале XIX века именно с появлением Златоустовской оружейной фабрики и было утрачено после 1917 года.

Основная часть мастерских Златоуста развивается в русле традиций промышленного производства, в котором оформление оружия включено в общий технологический процесс.

В рамках этой системы отработан и налажен выпуск сравнительно малых серий типовых образцов клинкового оружия, преимущественно ножей, кинжалов, кортиков, реже длинноклин-кового оружия — сабель, шпаг, палашей.

При этом мастерам, благодаря авторским приёмам художественного оформления, удаётся сохранить рукотворность своих изделий.

Используя традиционные в художественной промышленности приёмы конструирования, златоустовские мастера стремятся разнообразить модели художественного оружия, экспериментируя с орнаментами и декоративными элементами, а также используя самые разные материалы — ценные породы дерева, латунь, бронзу, кость, рог и многое другое.

Важно и то, что клинки изготавливаются из различных качественных сталей, отличающихся, как правило, высокой прочностью.

Златоустовские кузнецы широко применяют и узорчатые дамасские стали, используя промышленные методы их производства.

Основой оформления оружия по-прежнему остаётся классическая златоустовская гравюра на металле.

Развивая эту художественную технику, Златоуст в настоящее время превратился в крупнейший российский центр народных промыслов.