Художественные Мастерские Фёдорова

Художественные Мастерские Фёдорова«Художественные Мастерские Фёдорова» представляют собой уникальное предприятие. Это — творческая лаборатория, деятельность которой отнюдь не ограничивается изготовлением художественных ювелирных изделий с православной символикой (нательные кресты, складни, образки).

Юрий Фёдоров — художник, создатель и руководитель фирмы — настоящий исследователь и щедрый популяризатор.

Он не только создаёт великолепные произведения ювелирного искусства, буквально поражающие мастерством изготовления, чистотой работы, изысканным вкусом, но и старается вернуть к жизни традиции православной культуры.

Среди произведений фирмы, отмеченных международными наградами, — коллекция парных обручальных колец для венчания с православной символикой, уходящей корнями в Византию.

Каждое изделие фирмы сопровождает небольшое исследование автора, где он рассказывает его историю и объясняет знаковый смысл вещи.

Иначе сложились творческие отношения с производственным коллективом у другого петербургского художника-ювелира — Веры Черновой.

Её приход в фирму «Каст» значительно оживил там ситуацию.

Долгое время она работала на прославленном заводе «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге.

Творчески активный, динамичный по характеру человек, она легко воспринимает модные направления.

В 2000 году В. Чернова показала на выставке алмазной компании «De Beers» в Москве колье и серьги «Кандинский», изящно трактуя абстрактный импрессионизм великого реформатора в драгоценных материалах — золоте, бриллиантах и льдистом.

В 2002 году на выставке в Сокольниках три её колье («Венеция», «Рок-н-ролл», «Регтайм») получили Гран-при. Произведения В. Черновой отличает не единство стилистического решения, как это было в коллекциях В. Поволоцкой для «Россильвер», а разно-направленность художественных поисков.

Колье «Венеция», например, почти классически решено как ожерелье-оплечье — тип украшения, востребованный современной модой в костюме.

Такие ювелирные изделия входили в ансамбли женской одежды из коллекции Вячеслава Зайцева, показ которой открывал выставку в Сокольниках в 2002 году.

Другие работы художника — колье «Рок-н-ролл», «Регтайм», «Дебют», броши для лацкана и подарочный комплект «Комета» (2003 г.) — представляют собой современную интерпретацию различных художественно-стилевых направлений XX века.

Одно из самых первых ювелирных предприятий советского времени — завод «Русские самоцветы» (Санкт-Петербург) — в значительной мере утратил позиции лидера.

Но и сегодня здесь творят немало интересных и самостоятельных художников.

Отметим работы Ольги Павлович (гарнитуры «Ливадия» и «Тибет»), Елены Денисенко (серьги «Лабиринт») и Александры Претро (колье «Грёза»).

В последние годы российские ювелиры приобретают известность во всём мире.

Одним из первых художников, чьё имя получило мировое признание, была Елена Опалёва.

В 1996 году Россия, представляя её колье «Гизехский Сфинкс», вошла в число 30 финалистов (2285 заявок из 40 стран мира) одного из самых престижных в мире конкурсов «Алмазные премии мира».

Этот конкурс был основан транснациональной компанией «De Beers» в 1953 году и с тех пор проводится каждые два года.

«Гизехский Сфинкс» посвящен 100-летию фирмы «Ювелиры Урала», одного из самых прославленных отечественных предприятий.

В основе образного решения колье — комплекс пирамид в Долине царей в Гизе.

Одно из семи чудес света, символ культуры Древнего Египта, воплотилось в форме украшения, напоминающего египетскую пектораль.

Это сложный многогранник, состоящий из нескольких звеньев в виде «павильонов» — пирамид в сферической перспективе.

Голова священной кобры, напоминающая, ритуальном уборе фараонов, создаёт центр этой строго симметричной композиции.

Проблему цвета автор решает, не отступая от традиций древних египтян.

Жёлтое полированное золото и глубокая синяя эмаль — скалы и песок пустыни под высоким небом.

Контраст теней смягчает ощущение дрожащего воздуха, воплощённое в алмазе.

«Гизехский Сфинкс» обратил на себя внимание жюри благодаря яркому образу.

Но не менее важно было соблюсти и другие, довольно строгие, условия конкурса.

Согласно его правилам, каждое из представленных изделий должно содержать не менее трёх каратов бриллиантов, составляющих, по крайней мере, 60% стоимости всех использованных в изделии материалов.

Применение иных камней не допускается.

Это произведение уникально и по своей стоимости, почти сопоставимой с ювелирными изделиями Древнего Египта.

Для его создания другой участник проекта, Смоленский завод «Кристалл», производящий огранку природных алмазов, пошёл на нарушение технологической цепочки.

Обычно огранка сырья производится с наибольшим «выходом» готовых бриллиантов из первоначальной массы.

Но для «Сфинкса» бриллианты специально подгонялись по размеру и форме, что значительно увеличило их стоимость.

Такая «расточительность» свидетельствует о большом значении, которое придавалось этой работе.

Она оправдала доверие и стала визитной карточкой России в сфере производства художественных ювелирных изделий из драгоценных материалов.

По словам М. Грэнтема, директора Центральной сбытовой организации «De Beers», вручавшего Е. Опалёвой «Диплом совершенства», качество её работы превзошло все ожидания.

После удачного дебюта на мировой арене Россия стала постоянным и вполне успешным участником конкурса дизайна ювелирных изделий «De Beers».

Вслед за «Гизехским Сфинксом» здесь были отмечены настольное украшение Татьяны Жарковой «Букет ландышей» («Сирин») и коллекция серёг Сергея Хренова («Арт Фацет»).