Ведущие Златоустовские мастерские возникли почти одновременно. Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» были организованы в 1990 году, а Художественная мастерская «Практика» — в 1991 году.
С самого начала своей деятельности эти предприятия сосредоточились на создании штучного, уникального оружия.
Их роднит стремление к сохранению традиций златоустовской оружейной школы и высочайшее качество изделий.
Произведения этих мастерских служат для более молодых фирм определёнными творческими ориентирами, образцами безупречного вкуса и стиля.
Многие работы мастерских «ЛиК» и «Практика» относятся к лучшим произведениям современного художественного оружия, отмечены наградами на всероссийских специализированных и художественных выставках, вошли в собрания ведущих музеев и частных коллекций.
На этих предприятиях создана прекрасная техническая база, сложился коллектив уникальных специалистов.
Их имена составляют гордость современной Златоустовской художественной школы.
В мастерской «Практика» трудится старейший гравёр Златоуста Геннадий Берсенев — заслуженный художник России, лауреат премии имени И. Н. Бушуева.
Творческий коллектив высокопрофессиональных, талантливых художников и мастеров возглавляют члены Союза художников Юрий Рябков и Олег Аверкин.
Одним из организаторов и творческих руководителей мастерских «ЛиК» является заслуженный художник России Александр Лохтачёв.
Он сыграл значительную роль в возрождении искусства Златоустовской гравюры на металле и в современном развитии Златоуста как крупного художественного центра.
По его инициативе на базе мастерских «ЛиК» и при значительной финансовой поддержке этого предприятия в городе был открыт филиал Южно-Уральского государственного университета, выпускающий специалистов-технологов по художественной обработке материалов.
Деятельность ведущих художественных мастерских способствовала появлению в Златоусте новых предприятий.
Одной из наиболее активно развивающихся мастерских является «Компания АиР. Начинала она с изготовления бытовых ножей для охоты и рыбалки.
Добротные, скромно украшенные охотничьи и туристические ножи были по достоинству оценены покупателями.
Фирма успешно развивалась и вскоре смогла перейти к созданию подарочных изделий.
Мастера и художники этой компании обстоятельно подходят к каждому этапу производства украшенного оружия.
Сначала разрабатывают эскиз, затем изготавливают точную разъёмную деревянную модель, соблюдая все формы и объёмы.
Методом ручной ковки задаётся необходимая линия клинка.
Сложные, криволинейные поверхности выколачиваются по оправкам, а обрабатывают их путём ручного опиливания.
Методом пайки припоями с различными температурными интервалами плавления все детали соединяются в одно целое.
Потом клинок протравливают в отбеливающих растворах и вручную полируют до зеркального блеска.
Рисунок на клинок наносят кистью с помощью битумного лака.
После снятия лака композиция кажется рельефной.
Более тонкий штриховой рисунок гравируют стальной иглой, а затем гравировальным резцом подчищают контуры изображения и фон. Завершать декоративную отделку может никелирование, синение, воронение, золочение.