Архитектурные мотивы

В 1760-1770-х годах в Москве и Петербурге наряду с ювелирными изделиями, частично сохраняющими традиционные формы и орнамент, появляются предметы с уже ярко выраженными чертами классического стиля.
В первой половине XIX в. в России завершает свое развитие лаконичный и фундаментальный стиль русского классицизма. Девятнадцатый век вносит некоторую механизацию в приемы обработки драгоценных металлов, которая в основном сводится к упрощению и удешевлению производства, но в то же время значительно изменяет облик золотых и серебряных изделий. Широко входит в употребление, полученное механическим путем гладкое, ровное листовое серебро, полируемое до зеркального блеска. Чеканка с ее индивидуальностью и неповторимостью каждой детали орнамента вытесняется механической штамповкой и вальцовкой с повторяющимся раппортом. Мягкий колорит золоченого «через огонь» серебра, дававший прекрасное цветовое сочетание с серебряными, не покрытыми позолотой частями, сменился более ярким и резким красноватым тоном, полученным в результате примешивания в золото значительного количества меди. После 1840 г. вместо золочения «через огонь» при помощи ртутной амальгамы начинают применять золочение гальваническим способом. В XIX в. в значительной степени изменяется не только техника изготовления изделий из драгоценных металлов, не только их форма, силуэт, орнаментация, но и сам ассортимент серебряных и золотых предметов. С развитием керамической промышленности отпадает необходимость в значительной части парадной питьевой и столовой посуды, и на первый план выдвигаются предметы, служащие не столько утилитарным, сколько декоративным целям. В большом количестве изготовляются вазы для фруктов, канделябры и подсвечники, письменные и туалетные приборы, а во второй половине столетия получают развитие камерная серебряная скульптура малых форм, служащая, так же как и бронза, украшением письменного стола или камина. В Москве стиль классицизма внедряется медленнее, чем в Петербурге, формы несколько тяжелее, менее четко определены, орнамент более расплывчат, но зато он мягче и ближе к мотивам народного творчества. В орнаментации московских золотых и серебряных изделий первой половины XIX в. получили отражение патриотические настроения, охватившие все русское общество после войны 1812 г. Чаще на табакерках, коробочках и предметах посуды разными техническими приемами изображались пешие и конные воины, гении славы, участники войны, памятники Александру Невскому и Димитрию Донскому, памятник Минину и Пожарскому, воскрешающий воспоминания о героическом прошлом русского народа, орел на военных трофеях.
Капризные формы утвари и украшений XVIII в. сменяются строгими формами, часто приближающимися к прямоугольнику, кругу, овалу, шару или цилиндру. Густая и причудливая орнаментация уступает место холодному блеску ровной, гладкой полированной поверхности с отдельными барельефными украшениями, выполненными механической штамповкой или в исключительных случаях — чеканкой, с полосами вальцованного орнамента, опоясывающими отдельные части предмета.
Обильно вводятся архитектурные мотивы; стройные, вытянутые женские фигуры, задрапированные в античные одежды, поднятыми руками поддерживают чаши, вазы, корзины для фруктов, свещники канделябров. Подсвечники и канделябры в виде колонн с каннелюрами украшаются гирляндами, вазами, кистями, литыми львиными, бараньими или козлиными головками, фигурами амуров, кариатид, оленей, лебедей, грифонов. В начале сороковых годов наряду с античными персонажами и сценами на кружках и стаканах помещают портреты императорской семьи в медальонах, обрамленных листьями, раковинами, соединенных гирляндами с вплетененным в них рогом изобилия. Мода на камеи и интальгии, завезенная императрицей Жозефиной из Италии в Париж, несколько позднее, в 1820-х гг., пришла в Москву и Петербург. Камень в золотых оправах или бриллиантовой обводке украшал диадемы, пряжки, ожерелья, браслеты, серьги, кольца. Ювелирное дело неизбежно связано с модой на костюм и прически. Большие роговые, черепаховые, золотые, серебряные гребни, поддерживающие высоко взбитые волосы, украшались камнями, камеями и мозаиками, мода на которые пришла к нам тоже из Италии. Наряду с бриллиантами, сапфирами, изумрудами и рубинами получают распространение полудрагоценные камни — аквамарины, агаты, топазы, сердолики, ониксы, а в 20-30-х гг. — кораллы и гранаты. Полудрагоценным и драгоценным камням иногда придавался особый смысл, в таких случаях они располагались в украшениях в таком порядке, что первые буквы из названий составляли имя или девиз. Широкое распространение получили в Москве в XIX в. чернь и скань, в которых продолжаются традиции искусства предшествующего периода. Чернь применяется в эти годы в еще большем количестве, чем в XVIII в. Часто встречается орнамент из сетки, сплошь усеянной мелкой чернью.
Во второй половине XIX в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела, в частности, к ним относились:
— предприятие П.Ф. Сазикова — серебряная скульптура, чайные приборы с литыми головками, солонки, ложки, оправа икон и Евангелия, оправы зеркал. Садиков Павел Федорович — купец 3-й гильдии, основатель фирмы «Сази-ков» (Москва). Мастерская известна с 1793 г. по 1810 г. С 1810 г. была организована «Фабрика» в Москве по выработке серебряных изделий (рис. 109^.
В 1842 г. открыт филиал в Петербурге. Его сын Игнатий Павлович продолжал дело в Москве и основал магазин в Петербурге. После его смерти к сыновьям Павлу и Сергею перешло дело в Москве (до 1879 г.). Валентин Игнатьевич принял магазин в Петербурге (1856-1882 гг.). Фирма имела звание придворного поставщика. Со смертью братьев (после 1879 г.) фирма прекратила свое существование;
— предприятие П.А. Овчинникова — эмали в древнерусском стиле, предметы посуды, писчие приборы, оклады икон, блюда с рельефными рисунками и многие другие.
Павел Акимович Овчинников был крепостным князя Волконского, в 1853 г. основал фабрику золотых и серебряных дел. В первые годы на фабрике работало 10 мастеров и 50 учеников, имел 7 ручных машин и 3 горна. В 1870 г. годовой оборот равнялся 250 000 руб., а в 1881 г. на фабрике уже работало 3000 чел., из них 130 учеников. С 1882 г. получила звание придворного поставщика. Эта фабрика первой стала выпускать изделия в древнерусском стиле. Дело фабрики продолжали наследники основателя: Михаил, Александр, Павел и Николай Павлович. Фабрика была известна еще в 1916 г.;
— предприятие И.П. Хлебникова — многочисленные предметы чайной и столовой посуды, письменные приборы, оклады икон и др..
— Иван Петрович Хлебников до 1867 г. работал в Петербурге. В 1870 (или 1871) г. основал фирму в Москве. По данным 1882 г. на фабрике работало 150-200 чел. Годовой оборот составлял от 200 000 до 300 000 руб. В 1887 г. имел 2 паровые машины и 1 паровой котел; выработано продукции на сумму 172 372 руб. Закупку сырья и сбыт продукции производили как в России, так и за рубежом.
Эти и другие ювелирные мастерские и фабрики Москвы и Петербурга выполняли множество разнообразных серебряных статуэток — конных и пеших видов: знаменосец (1882 г.), гвардейский пехотинец в парадной форме (70-80-е гг. XIX в.), казак и драгун (1896 г.), скачущий казак, срубающий лозу, и другие.