Владимиро-Суздальская земля

Когда на смену Киевскому государству пришли новые многочисленные княжества, художественная культура Киевской Руси переносится в новые центры и широко распространяется по всем русским землям. Среди художественных школ, образовавшихся в различных феодальных центрах, выделяется искусство Владимиро-Суздальской земли. Серебряники Владимиро-Суздальской земли имели своеобразные высокие достижения в области чернового мастерства XII-XIII вв. Они с большим изяществом делали резные или резные с чернью изображения и узоры, одновременно чередуя серебряные детали с деталями, покрытыми нежной, бледной позолотой.
Произведения ювелирного искусства XI-ХП вв. отличались ярко выраженным индивидуальным, лаконичным, сильным и выразительным стилем. Русские мастера с давних пор знали многочисленные технические приемы обработки и украшения изделий из драгоценных металлов: фигурное литье, волочение проволоки и связанную с ним тончайшую технику скани и зерни, чеканку, басму, резьбу, чернь и перегородчатую эмаль.
Ценнейшим и редчайшим памятником прикладного искусства Владимиро-Суздальской Руси XII в. является серебряный потир князя Юрия Долгорукого — церковная чаша для причастия.
Потир отличается простотой, строгостью и одновременно мягкостью и благородством формы. Сравнительно небольших размеров, он производит впечатление величественного, монументального произведения. Гладкая полусферическая широкая чаша его украшена резными поясными изображениями фигур «деисусного чина», среди которых помещен святой Георгий — личный патрон князя Юрия Долгорукого.
Скань являлась наиболее распространенным техническим приемом украшения древнерусских золотых и серебряных изделий. Тонкие, ажурные, спиралевидные узоры ее, покрывающие изделия, придавали предметам исключительную тонкость и изящность. Иногда мастера дополняли скань зернью — мельчайшими золотыми шариками, которые, покрывая узор как блестящей капелькой росы, делали его еще более изящней.
Особенно высокого совершенства мастера Древней Руси достигли в изготовлении прославленных перегородчатых эмалей. Изготовление их отличалось большой сложностью и требовало от мастеров большой выучки, богатого опыта и тонкого художественного вкуса. Многоцветной эмалью с ее яркими немеркнущими красками украшали самые разнообразные предметы: золотые короны и диадемы, колты и цепи к ним, нагрудные медальоны, браслеты, кресты, образки, оклады книг и различные дробницы, которые навешивались на одежды.
Редчайшим и ценнейшим памятником русского прикладного искусства XII-XIV вв. также является оклад на икону «Богоматерь Умиление».
Чеканный оклад и отдельные его украшения выполнены в древнерусских традициях с использованием технических приемов и орнаментальных мотивов. Крупные, чеканенные высоким рельефом травы образуют в верхней и нижней частях двойные сердцевидные клейма с крупным трехлепест-ковым цветком лилии. Прекрасными образцами древнерусской скани и перегородчатой эмали являются вещи из Старо-Рязанского клада. В состав клада входили однородные по технике изготовления вещи: бармы (ожерелья), колты (подвески, прикрепляемые к головным уборам), серьги, браслет, перстни и другие предметы из золота, украшенные многослойной сканью, перегородчатой эмалью, драгоценными камнями и жемчугом.
В трагические для русского народа дни наступления татаро-монгольских полчищ на русские земли эти сокровища были, вероятно, зарыты в землю от татар, уничтоживших город Старая Рязань в 1237 г. Вещи пролежали в земле сотни лет и случайно были найдены в 1822 г. крестьянами, вспахивавшими землю. Предметы Старо-Рязанского клада выполнены в стиле искусства Киевской Руси, с присущими ему прекрасной роскошью и утонченностью, монументальностью и благородством.
Украшения Владимиро-Суздальского княжества обращают на себя внимание не массой золота и серебра, а искусной работой мастера-ювелира, выразительным сопоставлением материалов, богатством форм. Появляется новый тип украшения — оплечье, относящееся к разновидностям ожерелья, состоящего из отдельных медальонов, бляшек, бусин. Техника контурного чернения, применяемого в суздальском оплечье, была характерна для среднерусских княжеств. Среди художественных изделий большой интерес представляет шлем Ярослава Всеволодовича, являющийся наиболее ранним и единственным образцом русского оружейного дела начала XIII в. и вместе с тем примечательным произведением декоративно-прикладного искусства Владимиро-Суздальской Руси.
В украшении шлема использованы орнаментальные мотивы: изображение святых, грифонов, птиц, которые широко использовались в русском искусстве того времени. Орнаментальная кайма на шлеме по стилю близка к архитектурным рельефам Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском.
Большинство украшений в северных районах делалось из сплавов серебра с другими металлами. Литье было ведущей техникой: с ее помощью выполнялись вещи, в оформлении которых применялись ложная зернь и узоры, напоминающие скань.