Алмаз — «ангельская слеза»

«Царь камней» — так высокопарно называют алмаз. В сборнике трактатов XVI века о камнях сказано: «Человек должен носить алмаз с левой стороны, поскольку тогда камень оказывает большее действие. Алмаз придает владельцу твердость и мужество, сохраняет члены его тела. Он дает человеку победу над врагами, если дело его правое. Алмаз придает и сохраняет остроту слуха, предохраняет от разгула, печали и колдовства, от фантазии и злых духов. Если какой-нибудь чародей захочет околдовать того, кто носит алмаз, то все горе и неудачи обрушатся на него самого. Никакой дикий зверь не осмелится напасть на человека, который носит на себе алмаз. Алмаз делает человека более серьезным, излечивает его от лунатизма. Алмаз должен быть получен свободно, без принуждения и насилия, тогда он имеет наибольшую силу. Однако часто случается, что хороший алмаз теряет силу из-за греховности и невоздержанности человека, который носит его ».

Многие минералоги думают, что название «царя камней» происходит от греческого слова «адамос» — «неодолимый, несокрушимый», которое впоследствии трансформировалось в адамант, демант и диамант. После заимствования арабским языком греческого слова «адамос» с течением времени оно приобрело новую форму — « алмас ».

Современное русское название «алмаз» закрепилось за «царем камней» с XV века, когда в свет вышли путевые заметки «Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина.

Наибольшую цену имеют бесцветные или голубоватые (голубовато-белые) алмазы. Основная масса алмазов обнаруживает какой-либо цветной оттенок (к примеру, желтый, бурый, бледно-розовый и пр.). Бледно-розовые алмазы известны под общим названием «фантазийные камни». Они ценятся очень высоко.

С древности алмаз считался драгоценным камнем высшего класса и использовался в украшениях. В необработанном виде алмаз может иметь довольно невзрачный вид, особенно, если грани кристалла не гладкие и не блестящие.

Алмаз упоминается почти во всех переводах Библии в числе камней, украшавших нагрудник еврейских первосвященников. Это он подразумевался в древнееврейском тексте под названием « Шамир ».

Среди названий «царя камней» имеется еще одно — «Орлиный камень». Легенда о путешествии Синдбада-морехода описывает хитроумный способ добычи алмазов. В одной далекой стране дно ущелья сплошь усеяно алмазами, но доступ туда преграждают полчища ядовитых змей. Чтобы извлечь алмаз, люди сбрасывали с окружающих гор ущелья куски мяса. Орлы уносили их с прилипшими алмазами в свои гнезда, а ловкие искатели камней забирали алмазы оттуда.