Священный брак богов

…Напрягши все силы, высоко к небесам бросил бронзовый диск могучий Аполлон. Упал тяжелый диск на землю и рикошетом врезался в голову подбежавшего Гиацинта. Замертво рухнул юноша. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри. В отчаянии и горе прошептал Аполлон над бездыханным телом друга: «Всегда ты будешь жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей ». И вот из кудрявых волос юноши вырос алый цветок. Это был дикий гиацинт. Древние греки утверждали, что узор на его лепестках образовал слово « ай-ай » (что означает «горе») — свидетельство скорби Аполлона. Из окаменевших же капель крови юного Гиацинта образовался самоцвет гиацинт. С данным преданием в определенной мере перекликается одно из четверостиший (рубай) великого персидского поэта Омара Хайяма (1048-1122):

Что алый мак? Кровь брызнула струей Из ран султана, взятого землей, а в гиацинте — из земли пробился И вновь завился локон молодой.

Имя Гиацинт перешло из античности в христианский мир, лишь транскрипция его немного изменилась на «иакинф». В православном месяцеслове упоминаются три святых по имени Иакинф, погибшие мученической смертью во II, III и IV веках. Интересно, что это имя в церковно-славянской традиции переводят на русский язык как « яхонт ». Вообще-то « яхонт » — один из синонимов самоцвета, однако, пожалуй, его восприятие в русской культуре гораздо ближе к самому древнему пониманию гиацинта. Когда Сергей Есенин говорил устами мудрого восточного менялы, что «о любви вздыхают лишь украдкой, да глаза как яхонты, горят», он, скорее всего, думал обочах, которые «голубым колышутся огнем», подобно античным гиацинтам.

Под именем «иакинф», «акинф» гиацинт вошел в русские духовные стихи, в апокрифическую литературу. В «Сказании об Индийском царстве» пресвитер Иоанн говорит: «А посреде моего царства идеть река Едем из рая, в той реце емлют драгий камень акинф и самфир, и памфир, и измарагд, сардик и аспид (яспис — В. П.), тверд же и аки угль горящь».

Гиацинт считался амулетом, который оберегает от заразных болезней, ядов, удушья. Он обеспечивал популярность его владельца у окружающих, надежно защищал от сглаза, злых духов и кошмарных снов, отгонял меланхолию, улучшал пищеварение, утолял жажду. Гиацинт рекомендовался путешественникам, поскольку мог помочь избежать чумы и ранений. Он гарантировал гостеприимство в любой гостинице, увеличивал богатство владельца, одаривал своего хозяина предусмотрительностью. Владелец гиацинта был гарантирован от попадания молнии. У него было еще одно интересное свойство: нагонять сон. Известный ученый Джероламо Кар-дано говорил, что сам он носил большой гиацинт, и установил, что «камень, кажется, несколько располагает ко сну, но не очень». Возможно, потому, что гиацинт был не слишком высокого качества.

В Индии гиацинт почитался как концентрат биоэнергии, вселяющий в человека уверенность. Этот камень помогал разоблачать человеку тайные обманы. Если кто-то зачарован злыми призраками или магическими заклинаниями до потери рассудка, необходимо гиацинтом провести по теплому пшеничному хлебу и съесть тот хлеб, и больной выздоровеет. Тот, кто страдает сердцем, пусть совершит крестное знамение над своим сердцем, держа в руке гиацинт, и ему станет легче. Эти магические действия должны сопровождаться заклинаниями-молитвами.