История магической и лечебной силы камней

Прекрасный, завораживающий, волшебный мир камней всегда был для человека сплошной загадкой. С незапамятных времен камни-самоцветы ослепляли человека неземным блеском кристаллов, потрясающей игрой света, изумительной окраской.

Уже в те времена, когда человеческая жизнь протекала в борьбе за пищу, в страхе перед дикими животными и стихийными силами природы, болезнями, в борьбе за выживание, человек искал себе надежных союзников, наделяя их сверхъестественными силами.

Из обнаруженных блестящих кристаллов, камней определенной формы человек каменного века начал вырезать фигурки идолов. Академик-минералог А. Е. Ферсман писал: «Яркие краски речной гальки, прозрачность горного хрусталя, красота самоцвета не могли не привлечь внимания человека. Появился новый стимул для изучения камней, и человек начинает предпринимать далекие странствования в поисках их».

Потребность в камне поначалу диктовалась стремлением украсить себя, свое жилище, одежду, конскую сбрую, оружие. Известный ученый Бируни (973-1050) писал: «Вслед за одеждой идут в качестве украшений драгоценные камни… используемые… согласно установленному обычаю каждой местности для… мужских перстней, царских корон… у женщин драгоценные камни идут на гребни, венцы, браслеты, ножные кольца, покрывала, наручные и шейные украшения и ожерелья».

Камни становились не только украшениями, но в качестве талисманов и амулетов надежными союзниками, поскольку человек наделял их сверхъестественными силами. Они могли обеспечить их владельцу удачу, счастье, защиту от козней злых сил.

Первобытный человек считал, что камень обладает жизненной силой. Сразу же после рождения ребенка изготовляли из камня вместилище его души. После смерти человека считали, что данный камень сохраняет часть души человека. Живые на протяжении многих поколений сохраняли каменные вместилища душ умерших сородичей, считая это своим самым священным имуществом. Такой священный камень хранился в тщательно скрытом тайнике и извлекался во время обрядов инициации или плодородия.

Камни подобного рода становились предметами, наделенными лечебной силой. Эти их свойства находили все большее распространение с развитием человеческой цивилизации.

В древнейшем египетском источнике — памятнике египетской медицины «Папирусе Эберса», известном также под названием «Книга приготовления лекарств для всех частей (человеческого тела)», написанном более 3500 лет назад (хранится в Берлине), — есть указания по применению минералов для лечения, а также свидетельства, подтверждающие магическую силу талисманов и амулетов. Даны подробные рецепты, включающие в свой состав драгоценные камни. Египетские амулеты охраняли их владельцев от бед, которые могли случиться при определенных обстоятельствах. Символом долголетия считали черепаху, мощь и мужество хищника сулило воину изображение льва. От злых духов, сглаза, колдовства защищали статуэтки беса. Египтяне поклонялись изображению жука-скарабея как одной из форм солнечного божества. Считалось, что жук-скарабей приносит счастье, тепло, урожаи в долине Нила. Необычайно сильной была вера в действенность амулетов, снятых с мумий.

Взаимоотношения человека с минералами протекали противоречиво и не всегда были мирными. «За грехи» перед человеком минералы избивались плетьми, топились в воде, сжигались на кострах, подвергались другим «воспитательным» воздействиям.

Вот один из образцов «праведного» человеческого гнева. Высочайшее поведение императора Поднебесной гласило: « Заковать в цепи и оставить на поругание посреди пыльной дороги ». Приказ древнекитайского императора, пришедший в верховья Яркенд-Дарьи на Памире, был в точности выполнен. Относилось это презрительное наказание к глыбе нефрита. Вина камня состояла в том, что наследник китайского престола, заснув на нефритовом ложе, простудился и заболел. Поскольку нефрит добывали из коренных месторождений Яркенде, то в те места и полетела депеша.