Легенды и фантастические представления о цветных камнях

Легенды и фантастические представления о цветных камнях всегда привлекали внимание писателей и поэтов. Оскар Уайльд (1856-1900) в драме «Саломея» ярко описывает самоцветные сокровища царя Иудеи Ирода, которые он предлагает юной Саломее, требующей за свой пленительный танец выдать ей на серебряном блюде голову пророка Иоанна Крестителя: «Есть у меня ожерелье из четырех рядов жемчужин. Как будто много лун нанизано на серебряные лучи. Как будто пятьдесят лун пойманы в золотую сеть… У меня есть два сорта аметистов; одни темные, как самое темное вино, а другие красные, как вино с водой. У меня есть топазы — желтые, как глаза тигров, и ярко-красные, как глаза лесных голубей, и зеленые, как кошачьи глаза… есть у меня опалы, которые всегда мерцают холодным, как лед, пламенем, — опалы, которые придают грустное настроение душе людской и которые не выносят темноты. У меня есть оникс, совсем как глаз мертвой женщины. У меня есть лунные камни, меняющие свой цвет вместе с луной и бледнеющие при солнечном свете. У меня есть сапфиры — большие, как яйцо, и такие голубые, какими бывают только цветы. Целое море волнуется в них, и луна никогда не меняет синевы их волн. У меня есть кристалл, смотреть в который не смеет ни одна женщина и который показывают молодым мужчинам только после того, как накажут их плетьми…

В перламутровом ящике у меня есть три чудные бирюзы. Если носить их на лбу, можно видеть вещи, которых не существует, а если держать их в руке, можно женщину сделать бесплодной… Все это великие сокровища».

Некоторые авторы склонны считать наблюдаемые в подобных случаях образы объективно существующими. В книге «Роль воображения в развитии естественных наук» (Тиндаль Д., 1873) говорится: «Существуют приемы так называемой кристалломантии, когда у лиц, рассматривающих кристаллы или стеклянные геометрические тела, возникают в низких нейронах совершенно самопроизвольные галлюцинации. Так, получающееся на стеклянном шаре изображение может быть поразительно точным и верным. Пьер Жане указывает, что иногда «смотрящий» даже отходит от шара и берет лупу. Картина разворачивается перед ним все шире и шире, детали становятся все яснее и яснее… Мне приходилось наблюдать такую особу, у которой видения эти сходили с шара; она переносила их на бумагу и рисовала карандашом картину своей галлюцинации ».

Если верить свидетельству Жане, то изображение носило объективный характер, поскольку было возможно пользование лупой, которая дает эффект увеличения и возможности детализации изображения, за счет преломления световых лучей от части изображения, находившегося вне организма наблюдателя. Если бы изображение возникло на сетчатке глаза наблюдателя, тогда применение лупы было бы, очевидно, невозможно.

Не следует забывать, что в некоторых древних фантастических представлениях о камнях сказалась народная мудрость и наблюдательность. Как заметил академик В. Д. Греков, «ив легендах может заключаться зерно самой подлинной правды». Так, «ангельская слеза» — алмаз считался символом храбрости и твердости. Теперь известно, что алмаз — твердейший минерал Вселенной. Древние считали кристаллы горного хрусталя тайником волшебной энергии. В наше время пьезоэлектричество, ультрафиолетовые установки немыслимы без кварцевых пластинок.

Современная наука пришла к выводу, что вера людей в магические и целебные свойства минералов — не мистика и не полнейший абсурд. Эта вера — следствие мудрости и многовекового опыта человечества. Тысячи лет назад человек открыл литотерапию — лечение камнями.

Великий поэт Гете писал: «Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Вспомните, как мы оживаем, когда в пасмурный день солнце вдруг осветит часть местности и краски станут там ярче. Из глубокого чувства этого невысказанного наслаждения, вероятно, и родилось то представление, что цветные благородные камни обладают целебной силой».

Есть ли смысл вести разговор о «целебных» свойствах самоцветов?

Древняя и средневековая медицина включала самоцветы в рецепты многих приворотных зелий, ряда лекарств. В состав подобного рода смесей кроме инертных минералов входили составляющие животного и растительного происхождения, которые способствовали излечению.

Во все времена к выбору камня подходили серьезно. Благоприятствующий человеку камень должен был не только оказать помощь в гармонизации характера своего владельца, но и усиливать положительные качества и ослаблять отрицательные черты. Существует целая наука по поводу того, какому человеку подходит тот или иной камень. «Несоответствующий» камень теряет свою волшебную силу.

Великий естествоиспытатель Плиний Старший (2324-79) писал: «В каждом драгоценном камне, как в капле воды, отражено все величие природы, и любого из них достаточно, чтобы ощутить верх ее совершенства ».

Многие века камень являлся не только предметом гармонии и красоты, могучим талисманом, но и целебным лекарством.

Наше время — время научно-технической революции — заново открывает лечебные качества минералов. Для нормального функционирования всех систем человеческого организма необходим разнообразный набор микроэлементов, которые имеются в камнях.