Украшения якутов

Ювелирные изделия играли значительную роль в костюме якутских женщин.
Украшения носились поверх шубы или камзола. Матерчатый камзол и шуба на меху плотно облегали грудь и спину, расширяясь от талии книзу и доходя до полу. Борта стыком сходились посредине груди. Шились шубы и камзолы из широких суконных полос красного, зеленого, желтого и черного цветов и отделывались яркой вышивкой, бисером, серебром и аппликацией. В одежде зажиточных слоев населения использовались более добротные ткани и более яркая отделка. Конструкция же одежды для богатых и бедных была одинакова. Оба вида верхней одежды в сочетании с высокой меховой шапкой и металлическими украшениями являлись национальным выходным костюмом якутской женщины XIX века.
Сдержанные по колориту, массивные металлические украшения в сочетании с яркой, красочной и «статичной» одеждой составляли целостную, выдержанную по стилю композицию. Якутки носили ожерелье типа гривны и головное украшение со свисающими на грудь и спину цепочками, серии набортных подвесок, широкие браслеты, массивные серьги, кольца и пояса с подвесками из предметов личного обихода. Специфичным украшением якутского костюма являлись серебряные цепочки из ажурных пластинок, которые широкими лентами спускались с металлического шейного обруча или с головной повязки, сделанной из мишуры. Создавали богатые наспинные и нагрудные украшения. Центральные серии цепочек, ниспадающие с головной повязки, обрамляя лицо и соединяясь на груди большой круглой пластиной, заканчивались узорными подвесками вперемежку с бусинами. Такие же сложно-фигурные подвески завершали серии цепочек, которые откидывались на спину. Круглая пластина, символизирующая солнце, богато декорировалась гравированным или черневым орнаментом. Цепочки такого украшения насчитывали двести, триста и более звеньев и отличались разнообразием рисунка, так что при общем для этого типа украшений композиционном построении подвески никогда не производили однообразного впечатления.
Столь же различны были и подвески шейных ожерелий типа гривны. Гривны как украшения сохранялись у якутов до XX века. В XIX веке наиболее распространены были якутские гривны двух типов: пластинчатые и круглые в разрезе. Концы пластинчатых гривны обычно не смыкались, а загибались в виде петель и стягивались ремешками. На лицевой стороне обруча гравировался узор. Спереди прикреплялась прямоугольная пластинка с гравированной, иногда ажурной поверхностью. Верхний край ее срезался полукругом, по форме обруча, к нижнему подвешивались цепочки, скреплявшиеся между собой внизу. Гривна другого типа представляла собой литое, массивное, круглое в сечении кольцо с винтообразной нарезкой. К ней подвешивались длинные цепочки из ажурных или гравированных звеньев, спускающиеся почти до колен. Формы и узор звеньев весьма разнообразны. Цепочки завершались серией звеньев, которые при ходьбе мелодично позванивали. Все подвески часто перебрасывались на грудь, образуя сплошную металлическую кольчугу. Этот декоративный эффект еще больше усиливался в костюме девушек, которые носили в сочетании с гривной шейное ожерелье и головное украшение с подвесками. Гривны с серией цепочек являлись основным и наиболее характерным, но не единственным украшением богатой якутской женщины.
Важной принадлежностью якутского костюма как женского, так и мужского был ременной пояс, отделанный гравированными пластинами. Центральная, более крупная пластина орнаментировалась особенно богато. К поясу с обеих сторон прикреплялись мелкие предметы обиходного характера: сумочки, численник, игольница, ножички, занозница, огниво. К концу XIX века, когда пояса заменили кушаками, эти предметы превратились в декоративные элементы отделки костюма. На боковые борта верхней одежды ниже талии нашивались шнуры с нанизанными крупными бусинами и серебряными трубочками. На них подвешивались металлические предметы, потерявшие свое утилитарное назначение и дополнявшиеся чисто декоративными безделушками: колокольчиками, бубенчиками, гирьками.