О воспитании детей

Когда речь заходит о воспитании детей, многие родители попадают в ловушку: им кажется, что они делают все самое лучшее, хотя на самом деле только желают как лучше. «Желать лучшего» и «делать лучшее» не одно и то же, хотя бы потому, что мы не всегда знаем, как лучше для ребенка. Каждый человек, маленький или взрослый, – это уникальный набор характеристик, и у него формируется личное, неповторимое восприятие происходящего.

Мы все — продукты генов и воспитания, и у каждого своя история. Многие родители, вспоминая собственное счастливое детство, продолжают «генеральную линию» праотцев и воспитывают уже своих детей в тех же традициях. Другие идут от обратного («Не хочу, чтобы мой ребенок страдал, как я в детстве») и пытаются компенсировать все свои неполучения и разочарования на своем чаде. Такое поведение называется проекцией.

Проекция — это невротический механизм, посредством которого человек накладывает на других, как на экран, собственные представления, тревоги и потребности, не свойственные этим людям. Что же происходит, когда родители проецируют на детей собственные модели воспитания? Здесь подойдет простая метафора. Если представить, что ребенок — квадрат, то, проецируя на него свои модели воспитания, родители помещают его в треугольный шкаф. Безусловно, проекции не всегда работают сознательно, и родителям зачастую кажется, что они руководствуются чистыми побуждениями. Именно поэтому родительство требует особой честности и осознанности, которые могут помочь идентифицировать собственные проекции в восприятии поведения или характеристик ребенка.